Евреи Франции на «вулкане антисемитизма»

Евреи Франции на «вулкане антисемитизма»

14 августа в саду при здании мэрии города Эпинэ-сюр-Сэн (пригород  Парижа) неизвестные антисемиты спилили оливковое дерево, посаженное в память Илана Халими, французского гражданина еврейского происхождения, который был зверски убит в 2006 году. Для тех, кто забыл, напомню, что Илан был похищен «бандой варваров» (как они сами себя называли) с целью выкупа; на протяжении 24 дней он подвергся надругательствам и пыткам, и скончался от многочисленных ножевых и огневых ран. Банда, состоявшая из мусульманских эмигрантов, выбрала его в качестве жертвы рассчитывая на крупный выкуп из-за его еврейского происхождения, и подвергла его особо бесчеловечным пыткам, как уточняла полиция, по той же причине. 

Фото: Хаим Цах, ЛААМ


Убийство Илана Халими стало символом нового французского антисемитизма, резко отличающегося от праворадикального антисемитизма 1980-х и 1990х, выражавшемся в актах вандализма на еврейских кладбищах и отрицании Холокоста Жан-Мари Ле Пеном. Антисемитизм сегодняшней Франции – это антисемитизм радикального ислама, исходящий из среды мусульманских эмигрантов, как правило второго и третьего поколения, который проявляется в использовании прямого физического насилия, в том числе актов вооружённого террора против еврейских школ, магазинов, синагог. В своё время, теракты против еврейской школы в Тулузе (2012) и супермаркета кошерной пищи в Париже (2015) шокировали не только еврейскую общину, но и значительную часть французского общества. Но ни общество, ни тем более государство не сделало никаких выводов о необходимости серьёзной и бескомпромиссной борьбы с этим злом. Чувствуя свою полную безнаказанность, исламские радикалы из эмигрантских кварталов принялись атаковать уже не только синагоги, но и церкви, театры, отделения полиции, и конечно расстреляли редакцию газеты, которая посмела смеяться над пророком Мухаммедом.

Однако евреи оставались главной целью исламских радикалов, причём авторами самых варварских нападений были даже не боевики, прошедшие спецподготовку в Сирии или Афганистане, а просто мусульмане, которые жили по соседству с евреями, или подростки школьного возраста. Убийство Сары Халими (2017) соседом-мусульманином, помимо нового шока, вызвало негодование еврейской общины позорным отказом французского правосудия подтвердить антисемитский характер нападения. Убийство 85-летней Мирей Нолл (2018), пережившей Холокост, в своей квартире в Париже двумя эмигрантами мусульманского происхождения, вызвало новую волну возмущения, но не более того. В этой атмосфере вседозволенности и безнаказанности вряд ли стоит удивляться, что изнасилование 12-летней еврейской девочки тремя подростками в Курбевуа, пригороде Парижа, из-за своего происхождения, не вызвало ничего кроме очередной волны негодования.  

После 7 октября 2023 года антисемитизм во Франции приобрёл новое качество – он стал повседневным явлением. Фактически каждый день в стране происходят физические нападения, и совершаются акты дискриминации и вандализма против евреев - в центрах городов, среди бела дня, и, как правило, безнаказанно. Вчера (21 августа) группе израильских детей было отказано во въезде в развлекательный парк в районе Восточные Пиренеи. 20 августа машины еврейских туристов в Верхней Савойе были расписаны лозунгами «Free Palestine”. 18 августа в Виллербане, что около Лиона, неизвестные антисемиты вырвали памятную доску, посвящённую Праведникам народов мира, спасавших евреев во время Холокоста… 

Метафора дымящегося вулкана антисемитизма во Франции позаимствована мной у Ришара Абитболя, одного из видных деятелей французской еврейской общины и почётного президента «Конфедерации евреев Франции и друзей Израиля». В своей статье в газете «Tribune Juive» от 15 августа, подчёркивая повседневный характер антисемитизма в стране, автор предупреждает о грядущем извержении вулкана французского антисемитизма. Не могу не процитировать его прогноз: «Это извержение не будет старомодным погромом. Это будет нормализация ненависти. Согласованное устранение из общества. Превращение французских евреев в невидимок, вынужденных скрывать свою идентичность, бежать из своих кварталов, а может из своей страны. Незаметный переход от демократии к системной несправедливости. Мы не в 1930-х. Возможно, мы уже в 1940-х, сами того не осознавая. Лагеря больше не физические; они ментальные, социальные и цифровые. Но заточение реально. Включая, конечно, и насилие.»

Помимо призыва немедленно остановить надвигающуюся на евреев катастрофу, статья содержит прямое обвинение политической элиты Франции не только в бездействии, но и в содействии разгулу антисемитизма. По словам Абитболя, Французская Республика является соучастницей антисемитизма, играя двойную игру в этом вопросе, а президент Макрон вместо того, чтобы погасить пожар, играется со спичками. Эти обвинения, к сожалению, имеют под собой серьёзные основания.

Президент Франции отказался участвовать в национальном марше против антисемитизма, состоявшегося в октябре 2023 года, когда исламские радикалы развернули антисемитскую кампанию после трагедии 7 октября. Несмотря на то, что марш был организован его соратниками по партии, президент Макрон не пришёл на акцию, кстати, как и лидер леворадикальной партии «Непокорённая Франция» Жан-Люк Меленшон, известный своими антисемитскими ремарками в духе советской пропаганды. Сегодня «Непокорённая Франция» воспринимается как партия плохо скрываемого антисемитизма. 

На досрочных парламентских выборах после роспуска Национальной Ассамблеи в июне 2024 года партия Макрона заключила электоральную сделку с Меленшоном, чтобы не допустить победы Национального Объединения Марин Ле Пен. Ложно обвиняя партию Ле Пен в антисемитизме, «макронисты» фактически поддержали партию антисемитов Меленшона и дали ей возможность усилить своё представительство в парламенте. 

Макрон также лично принял участие в общественной демонизации и делигитимации Израиля, что неизбежно усиливало антисемитскую ненависть во Франции. Сначала, по указанию Макрона, французское министерство обороны отменило участие израильских компаний на выставке оружия Eurosatory (июнь 2024). Это решение нанесло репутационный ущерб Израилю, хотя французский суд позднее отменил запрет. Но это было только начало. Через несколько месяцев после этого Макрон, будучи недовольным политикой Израиля в секторе Газа, заявил, что «Нетаньяху не должен забывать, что ООН создало Израиль». Искажая исторические факты, Макрон выразил сомнение в полноценности легитимности Израиля, что повлекло резкую реакцию со стороны главной еврейской организации страны, КРИФ, обычно воздерживающейся от критики властей. Но президент Франции пошёл ещё дальше в попытке демонизации Израиля, обвинив еврейское государство в «варварских методах» войны против Хамаса. Эти безответственные заявления Макрона не отличаются от риторики французских исламистов и сторонников Хамаса в «Непокорённой Франции», антисионизм которых уже давно является прикрытием и оправданием актов антисемитизма. 

На прошлой неделе премьер-министр Израиля Нетаньяху послал письмо президенту Франции, в котором выразил глубокую обеспокоенность ростом антисемитизма во Франции и связал его с решением Макрона о признании Палестинского государства. На самом деле, как показано выше, рост антисемитизма начался гораздо раньше. Решение о признании Палестины, конечно, усиливает антиизраильскую атмосферу во Франции, однако оно полностью укладывается в логику пропалестинской политики предшественников Макрона. Напомню, что Жак Ширак всегда резко критиковал Израиль по вопросу Палестины, а Николя Саркози даже признал Палестинское государство в рамках ЮНЕСКО, что повлекло за собой выход США и Израиля из этой организации. 

Проблема заключается в том, что Макрон, в отличие от своих предшественников, (пожалуй, за исключением Де-Голля, назвавший евреев «элитным и доминирующим народом») позволяет себе оскорбительные высказывания в отношении Израиля, таким образом способствуя антисемитским настроениям в стране. Более того, по политическо-электоральным соображениям, Макрон эксплуатирует антиизраильскую риторику для умиротворения мусульманской общины Франции (составляющей 10% от населения) и одновременно, несмотря на оппозицию в собственной партии, стремится к сотрудничеству с «Непокорённой Францией», которая прикрывает свои антисемитские взгляды антисионистской идеологией. 

Что можно сделать, чтобы предотвратить сценарий катастрофы? Вернусь к статье Ришара Абитболя: «Мы требуем, чтобы антисемитизм больше не рассматривался как просто ещё одно мнение, а как тем, чем он на самом деле является: социальной патологией, болезнью демократии, показателем коллективного вырождения. И чтобы те, кто его распространяет, рассматривались не как политические игроки, а как враги Республики, которыми они и являются.» Руководителям Французской Республики пора вспомнить, что разгул антисемитизма в стране является лишь предтечей суровых испытаний не только для евреев, но и для всех остальных. Антисемитизм это лишь entrée.


Comments

Popular posts from this blog

מקורות הווקיזם כאידיאולוגיה של האנטישמיות החדשה

A new wave of Islamic terrorism in France and its impact on French politics and society

Hatred of Israel and the new antisemitism through the lens of ideological transformations in American society and the education system